Сегодня


Кировск - Онлайн
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
«Сквозь призму времени. История рядом»

«Сквозь призму времени.
История рядом»

 

Кировский район расположен там, где рождается река Нева, в пределах Приневской низменности и южной части побережья Ладожского озера. Торфяники и болота, песчаные берега Ладоги, хвойные перелески и небольшие возвышенности были освоены людьми ещё в эпоху неолита. Помимо известных заповедных территорий, памятников архитектуры, фортификационных сооружений в Кировском районе, на территории бывшего Шлиссельбургского и частично Новоладожского уездов, сохранилось немало достопамятных мест, погостов, сел, деревень со своей исторической судьбой. Но многое и утрачено безвозвратно… Революционные бури, военное лихолетье, индустриальные, политические реформы и гонения на церковь нанесли непоправимый ущерб историческому ландшафту. Страничка «История рядом» поможет любознательным посетителям сайта не только посмотреть на события прошлого через призму времени, но и задуматься о том, как сохранить наше наследие. А может быть и помочь конкретными делами. Мы не будем в коротких заметках придерживаться строгой ленты времени. Пойдем иным путем и расскажем Вам, уважаемый читатель, о событиях, людях, архитектуре, мифах, легендах и памятниках природы в ретроспективе времени.

Часть первая. Шлиссельбургские мосты

Мост на колоннах

 

«Сквозь призму времени.  История рядом»

 

«Сквозь призму времени.  История рядом»


Центр Шлиссельбурга возник в устье Старого Ладожского (Петровского) канала (1719-1732). К каналу были обращены архитектурные сооружения и уникальные по техническим и художественным достоинствам мост и шлюзы, ставшие по праву украшением портового города. Ладожский канал, задуманный Петром Великим для «отвращения опасности судового хода» по неспокойной Ладоге, строился под руководством инженера Г. Скорнякова-Писарева, а позже генерал-фельдмаршала Б.-Х. фон Миниха. В рытье канала длиной 104 версты, только по официальным данным, принимали участие семь полков и более семи тысяч вольнонаемных крестьян. Первые шлюзы были построены из бутовой плиты и предназначались для поддержания воды в Ладожском канале. К началу XIX в. шлюзы и деревянный мост в русле канала обветшали. Поэтому было принято решение облицевать шлюзы гранитом.
В 1832-36 гг.. по проекту инженера Пьера Базена через канал был построен знаменитый «мост на колоннах», а у выхода канала в Неву соорудили четырехкамерный шлюз. Над строительством новых шлюзов и моста трудились мастера под руководством инженеров В. Л. Лаврова и Н.И. Богданова. Восемь гранитных колонн дорического ордера, по две в четыре ряда, как гвардейцы, поддерживают центральную часть моста, где расположены два разводных пролета. Монолитные колонны изготовила бригада каменотесов под руководством знаменитого мастера Самсона Суханова. Вторые концы пролетов моста лежат на четырех колоны, установленных на береговых устоях. Полуколонны у въезда на мост, подпирающие высокий берег, завершают архитектурную композицию моста. Четкие архитектурные пропорции и формы придают мосту монументальность и надежность всей конструкции.  Пьер-Доминик (Петр Петрович) Базен (1786-1838) - француз по происхождению. В 1815г. П. П. Базен дал обязательство о службе России. Преподавал в Институте корпуса инженеров путей сообщения, позже был директором института. В 1819г. А. Бетанкур, главный директор путей сообщения поручил Базену составление проекта реконструкции шлюзов на Петровском канале (1821 г.). Камеры сообщались между собой с помощью соединительных труб, что позволяло экономить воду при впуске и выпуске судов. К строительным работам привлекались самые опытные мастера: каменотёсы, кузнецы, механики.  Для первой половины XIX века - шлиссельбургские шлюзы - крупнейшее гидротехническое сооружение не только в России, но и в Европе. Современников поражали мощные гранитные блоки шлюзов, чистота их обработки и мастерство кладки. Это была лучшая работа инженера Пьера-Доминика Базена по системе «шлюзы – мост», за них он был награжден орденом Белого Орла и стал членом нескольких академий. В трактате «Memoire sur les bassins d’epargne» он доказывал, что пропуск судов через его шлюзы дает возможность огромного сбережения вод Ладожского канала.
Когда-то канал вытекал из-под моста и расширялся плавным полукружием, однако та перемычка, которую соорудили для удобства проезда транспорта в конце XX столетия, нарушила перспективу и весь образ Петровского канала. Сегодня шлюзы являются памятником гидротехники эпохи классицизма.

Горбатый мост

 

 

«Сквозь призму времени.  История рядом»

 

«Сквозь призму времени.  История рядом»



 

В 1800-1806 годах под надзором Департамента водных коммуникаций в Шлиссельбурге велось строительство нового устья Ладожского канала для удобства судоходства. Канал был прорыт между руслом Петровского канала и Невой, ниже по течению. Он получил название в честь императрицы Екатерины Великой, но шлиссельбуржцы прозвали канал Лейманкой, по имени одного из владельцев Ситценабивной фабрики датчанина Христиана Лимана. На Малоневском канале устроили однокамерный шлюз и гранитный подшлюз. В 1834 г. был утвержден Генеральный план сооружений на новом устье Ладожского канала. План подписал майор Корпуса инженеров путей сообщения С. В. Семичев. Согласно плану в 1835 г. разобрали старый деревянный мост и начали строительство нового двухкамерного шлюза и нового моста. К 1841 г. строительство новых гидротехнических сооружений было закончено. Мост и шлюзы соединила гранитная набережная. Камерный ансамбль оформил въезд в Шлиссельбург со стороны Санкт-Петербурга. Мост в народе прозвали Горбатым за его изогнутую форму. Маленькое изящное сооружение как бы выгнуло «спину» - центральный пролет – над водой канала. Концы моста покоятся на береговых двухъярусных устоях, облицованных гранитными блоками. На нижнем ярусе устоев установлено несколько чугунных пилонов тяжелых пропорций, которые держат концы центрального разводного проема. Ажурные перила, фонари дополнили образ моста. Однако мост неоднократно перестраивался с 1841 г., поэтому подъемные механизмы были утрачены. Екатерининский канал перед мостом плавно сужается и затем, после моста образует бассейн, который замыкает продолговатый гранитный шлюз. В старину здесь суда ждали своей очереди, чтобы пройти через шлюз в Неву.

Арочный мост-водосток

 

«Сквозь призму времени.  История рядом»

 

«Сквозь призму времени.  История рядом»



 

Перестройка в 1830-1840 годах шлюзов на Ладожском канале и установка в 1826 году мощного парового насоса, который подавал из озера в канал 30 тысяч кубометров воды в сутки, не спасли положения – канал не справлялся с пропуском судов. По Неве и Ладожским каналам везли пеньку, дрова, лен, сало, бутовую плиту, железо, глину. Жители города занимались сплавом леса, что приносило, небольшой, но доход. Сезон начинался весной и заканчивался в конце октября. С каждым годом засорение канала становилось чувствительным – все более и более ограничивалась осадка судов, что представляло не малые тяготы для судоходства. В 1861 – 1866 годах вдоль берега Ладожского озера был построен безшлюзовый канал им. императора Александра II (Новоладожский). Петр Великий мечтал именно о таком обводном канале, в котором уровень воды мог бы поддерживаться за счет ширины канала и его глубины. При строительстве дамбы Нового канала использовался булыжник с берегов Ладожского озера. Причем им же мостили и улицы Санкт-Петербурга. Булыжный промысел приносил доход жителям Шлиссельбурга и окрестностей. В 1784-1786 годах через протоку между Старым и Новым каналами по Архангелогородскому тракту построили по проекту инженера В. Астафьева водоспуск на «Третьей версте». Мосты-плотины с тумбами из гранита или известняка играли роль затворов для воды. У третьеверстовского водоспуска сохранились береговые “крылья” и восемь каменных щитовых стоек для крепления в верхних пазах поперечных осей для удержания деревянных шандоров. Шандоры – особые щиты на прочных цепях, которые опускались и поднимались при помощи вращения маховиками специальных цилиндрических барабанов (как в сельских колодцах). Для этого использовали солдат Ладожского канального батальона. Водоспуск –памятник эпохи классицизма – сохранился до наших дней, привлекая внимание своим замечательным художественным образом.
Продолжение следует.

Автоорские права принадлежат Кировск-онлайн



Просмотров: 4999   Коментариев: 0 Напечатать

 

Другие новости по теме:



АФИША
ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ СТУДИЯ 🏆Г. КИРОВСК. УЛ. НАБЕРЕЖНАЯ 1 А
НАЛОГОВЫЙ КОНСУЛЬТАНТ
КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ
«    Июнь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
Июнь 2018 (57)
Май 2018 (79)
Апрель 2018 (87)
Март 2018 (83)
Февраль 2018 (39)
Январь 2018 (57)
Ладога-ТВ Оnline


l
В Кировском районе 9 мая был организован мото-пробег в честь Дня Великой Победы.
Доставка суши и пиццы в городе Кировск ЛО
Автозапчасти

Пробки. Кировский р-н

Большая карта. ЖМИ!

Популярные статьи
В Кировске открылась D&D’studio!
Открылся новый адвокатский кабинет

Газета Ладога
Статистика

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика





Последние обсуждения на форуме
 
Дата Форум Тема Ответов Просмотров Последний
9 апреля 2018 21:01 Моё авто База ГИБДД 49 7675 MarkAwamp
9 апреля 2018 19:55 Моё авто Ищу попутчика Кировск-Питер-Кировск 164 30502 MarkAwamp
9 апреля 2018 18:21 Моё авто Бензоколонки 59 14890 MarkAwamp
9 апреля 2018 16:42 События, факты, явления Сбор семантического ядра 0 1429 adbottering
9 апреля 2018 15:53 Моё авто знаки в городе 13 3096 MarkAwamp
9 апреля 2018 05:20 Моё авто борей инсектицид производитель 5 1463 agrohimiur
9 апреля 2018 00:37 Моё авто комплексное удобрение аммофос 1 1416 MarkAwamp
8 апреля 2018 21:52 Музыкальный селитра аммиачная купить минск 1 163 agrohimzof
8 апреля 2018 20:41 Диалог с Администрацией Главе Кировского района 444 83419 VennieGoma
8 апреля 2018 19:36 Музыкальный удобрения райкат старт купить 0 111 agrohimjfv
8 апреля 2018 19:05 Моё авто протравитель бенефис 0 105 agrohimgqv
8 апреля 2018 16:07 Диалог с Администрацией свалка 661 106135 VennieGoma
8 апреля 2018 11:35 Моё авто фунгицидный протравитель бенефис 2 120 agrohimfwo
8 апреля 2018 11:09 Моё авто фунгицид метамил мц купить 2 109 MarkAwamp
8 апреля 2018 11:06 Моё авто Кто делает аквапринт в Кировске? 2 817 MarkAwamp

Агентство Недвижимости Кировского района, Любые операции по недвижимости 988-62-92. Кировск . Шлиссельбург.